СЕМЕН АКИМОВИЧ КАЛЛИСТРАТОВ


Есть в каждом крупном населенном пункте сооружения, архитектурный облик которых стал настолько привычным и знакомым украшением местного пейзажа, что по справедливости их можно считать своеобразным символом того города, в котором они построены. Таковы, к примеру, Спасская башня Кремля и здание университета на Ленинских горах в Москве, Исаакиевский собор и Адмиралтейство в Ленинграде, Волковский театр в Ярославле, башня Сюмбеки в Казани, бывший главный дом Нижегородской ярмарки, а ныне Детский мир в Н. Новгороде. Символическим лицом, своего рода визитной карточкой нашего города, думается, можно считать здание Саратовской консерватории. Выстроенное в 1902 году по проекту архитектора А. Ю. Ягна под музыкальное училище, здание через десять лет в связи с открытием третьей в России и первой в российской провинции консерватории было перестроено. Проект его нового архитектурного оформления подготовил тридцатисемилетний архитектор Семен Акимович Каллистратов, всего за год до этого приехавший в Саратов. До недавнего времени сведения об этом архитекторе имелись самые скудные. Кроме приблизительных дат его рождения и смерти и перечня работ архитектора в Саратове, известно было также, что последние годы жизни Семен Акимович провел в Новороссийске, где будто бы скончался и был похоронен. Автору довелось встретиться с дочерью Каллистратова Натальей Семеновной. С ее слов мы коротко рассказываем о судьбе архитектора, сделавшего столь значительный вклад в формирование архитектурного облика нашего города.

Семен Акимович родился 26 января 1874 года в селе Корейском Рыльского уезда Курской губернии в семье сельского священника и преподавателя. В Рыльске закончил реальное, а затем землемерное училище. Брат Семена Акимовича был замешан в народовольческих противоправительственных выступлениях. В поле зрения полиции попал и сам Семен Акимович, был подвергнут преследованиям и в результате в 1894 году вынужден был эмигрировать в Швейцарию. Там он пробыл десять лет, сумев частными уроками заработать себе не только на пропитание, но и на учебу в Лозанском университете. Последний он закончил в 1904 году, получив диплом инженера-строителя. Сразу же после этого возвратился в Россию, где в Новороссийске начал работать городским архитектором. По его проектам в городе и в прилегающей курортной местности было возведено немало примечательных сооружений, в том числе и здание городской управы Новороссийска, сохранившееся доныне (сейчас в нем размещен городской Дворец пионеров), которое считается одним из красивейших на Черноморском побережье. В 1911 году Семен Акимович переехал в Саратов, где сразу же включился в работу по переустройству фасада музыкального училища. Первая же проба сил в нашем городе стала большой творческой удачей архитектора! С тех пор как на углу Немецкой и Никольской улиц выросла краснокирпичная громада музыкального училища, ехидные насмешки и издевательские намеки обрушились на голову его создателя-упомянутого Ягна со страниц саратовских газет. С чем только не сравнивали возведенный храм музыки, какими эпитетами не награждали! Чаще других в газетных строках мелькало слово "элеватор", как наиболее подходящее название этому действительно не лучшему творению заезжего специалиста непонятно асимметричному, излишне деловому и мрачному. Налицо была явная дисгармония приземленной казарменной формы и возвышенного содержания здания главного музыкального заведения Саратова.

Перед лицом столь очевидного просчета городская дума вынесла решение изменить фасад строения, приурочив его исполнение к открытию в здании училища консерватории в 1912 году. Можно только удивляться фантазии и мастерству зодчего, сумевшего волшебно преобразить первоначальное неудачное сооружение, сделав его прекрасным гармоничным произведением архитектуры. Асимметричность контуров здания обернулась изящной оригинальностью, на смену тяжеловесности пришла готическая утонченность и устремленность ввысь, скульптурные, барельефные и рельефные детали облицовки придали дому нарядность и даже определенную экзотичность. В связи с этим саратовские газеты воздали должное автору чудесной трансформации, констатировав, что Каллистратов "облагородил прежний элеваторный вид консерватории...".

В 1912 году семья Каллистратова переехала в Саратов, и с 1913 года они занимали дом на углу М. Кострижной и Вольской (до недавнего времени школа-интернат слепых детей), крыло его, выходящее на нынешнюю Пушкинскую улицу. Женой архитектора была Евгения Владимировна Цешковская, дочь судового механика дальнего плавания. Семен Акимович имел двоих детей: дочь Наталию (впоследствии выпускница МИСИ, долгие годы работавшая архитектором) и сына Николая, ушедшего добровольцем на фронт в Великую Отечественную войну и погибшего в 1942 году. По проектам Семена Акимовича в Саратове выстроено сравнительно немного зданий - ведь он недолго пребывал в нашем городе. Помимо консерватории (которую с большим основанием можно считать творением Каллистратова, нежели Ягна) по плану архитектора сооружены следующие объекты:
- гостиница "Астория" (ныне "Волга" на пр. Кирова) - 1914-1917 гг.;
- гимназия Куфельд (на углу улиц Первомайской и Коммунарной) - 1914-1916 гг.;
- школа-дворец (ныне школа № 2 на углу улиц Мичурина и Хользунова);
- школа-дворец (ныне школа № 99 на углу улиц Кутякова и Университетской);
- хирургический корпус 1-й городской больницы.
Все эти сооружения хорошо знакомы саратовцам, и уже долгие годы радуют наш глаз как солидные высокохудожественные произведения. Особо значительны из приведенного перечня первые две работы. В них, как и в проекте перестройки консерватории, чувствуется некоторое тяготение автора к западным образцам архитектуры, объяснимое, видимо, тем, что архитектурное образование Каллистратов получал в швейцарском учебном заведении. Влияние европейской школы особенно определенно просматривается в исполненном проекте гостиницы "Астория". Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых стоят скульптуры средневековых рыцарей в полном облачении, открытая галерея четвертого этажа и особенно непривычное российской архитектуре оформление той части здания, которая у нас зовется чердаком встроенные амбразуры окон под крышей с двускатными навесами из кровельного железа. Все эти элементы, использованные Каллистратовым в большей степени характерны для домостроительной практики в крупных западноевропейских центрах, нежели в городах российской глубинки. Несколько иначе выглядит здание бывшей гимназии Куфельд, хотя и в его облике ощущается рука опытного мастера, знакомого с архитектурной классикой. Полуколоннада портика под широким фронтоном, высокие окна, тонкие барельефы отделки и оригинальные панели сообщают сооружению привлекательность и солидность. Нарядность здания не перерастает в вычурность, некоторая строгость форм не оборачивается упрощенностью и сухостью. Проект гимназии, подготовленный Каллистратовым, был представлен на конкурс и намечен к исполнению как лучший среди рассмотренных. А ведь в числе последних находились работы таких маститых авторов, какими были саратовские архитекторы Зыбин и Терликов.

В Саратове архитектор проработал до 1922 года, после чего переехал в Москву. Местный климат оказался неподходящим для пошатнувшегося здоровья Семена Акимовича, и врачи посоветовали ему сменить место жительства. В столице Каллистратов находился больше на административной работе, но иногда готовил и проекты.

С 1948 года, по выходе на пенсию, Семен Акимович постоянно бывал в Новороссийске, городе, где начиналась его самостоятельная жизнь в архитектуре. Там он в меру сил продолжал трудиться в архитектурной сфере. В Новороссийске в 1955 году Семен Акимович выстроил и небольшой собственный домик, где прожил до 1966 года и где скончался в возрасте 92 лет. В домике все сохранено как при жизни архитекторастоит его кресло, рабочий стол, висят старинные картины и фотографии. А при взгляде на сам домик сразу узнаешь "руку Каллистратова", сумевшего и в небольшой постройке проявить свой особый вкус и высокий профессионализм. Но, думается, основное творческое наследие этого, бесспорно, выдающегося архитектора находится в нашем городе. В первую очередь впечатляет качество выполненной архитектором работы: оригинальность, изысканность, гармоничность каллистратовских сооружений как следствие большого таланта, художественного чутья, знаний и опыта. А одно из них заслуженно снискало право быть символом волжского города, отображая одну из главных сторон его сегодняшней сутивысокий уровень культурного развития. Отрадно, что после долгих лет пребывания в искаженном виде, после реставрации 1975 года, консерватория обрела свои изначальные стремительные контуры, те, что рождены творческой фантазией Семена Акимовича Каллистратова.