ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЮКШИН


Василий Алексеевич родился в 1872 году в безвестном селе одной из верхневолжских губерний. Родом он был из мещан. Отец его, трагически погибший в 1874 году (случайно был захвачен жерновами мельницы), содержал небольшой кустарный промысел. Маленький Вася воспитывался у деда, учился в реальном училище городка Новозыбкова на Брянщине, куда семья Люкшиных перебралась к началу восьмидесятых годов. Завершив среднее образование, Люкшин уехал в Петербург, где со второй попытки поступил в институт гражданских инженеров, полный курс которого Василий Алексеевич закончил в 1901 году. В течение двух последующих лет молодой архитектор работал на железной дороге, проживая в Томске, а в 1903 году был приглашен на должность городского архитектора в Саратов.

Первое время пребывания в нашем городе Василий Алексеевич снимал комнату в доме № 6 по Провиантской улице, а женившись в 1906 году, переехал в квартиру по адресу Малая Сергиевская, 81 (ныне дом снеен), где вместе с супругой Екатериной Евгеньевной (дочерью преподавателя Вольской учительской семинарии) архитектор прожил до старости. Основная деятельность Люкшина в дореволюционный период связана с подготовкой и исполнением проекта саратовского Крытого рынка, над которым он начал работать уже в 1906 году. Столь огромное, можно сказать, монументальное, сложное инженерное и архитектурное сооружение, естественно, потребовало напряженного и длительного труда большого коллектива специалистов, руководство которым осуществлял архитектор на протяжении почти десяти лет. Но, несмотря на чрезвычайную занятость, Василий Алексеевич выполнил еще несколько проектов выстроенных в Саратове зданий. В числе их:
- гинекологическая лечебница Медведевых (1908 г.) - ныне клиника профессиональных болезней института сельской гигиены на Волжской улице;
- частная больница Грасмик и Бухгольц (1913 г.) - ныне детская больница на улице Коммунарной, д. 23;
- дом профессора Ивановского - ныне жилой дом на ул. Мичурина, № 140.

Коснулась рука архитектора и саратовской церковной реликвии - Троицкого собора, переделка боковых входов которого в 1904 году осуществлена по плану Люкшина. Занимался Василий Алексеевич и устройством саратовских улиц. Так, покрытие трехкилометрового участка Астраханской улицы (от Константиновской до Сенного базара) брусчаткой из серого финского камня произведено было в 1911 году под руководством Люкшина. Поражает тщательность и надежность выполненной работы: вплоть до 1980 года (на протяжении 70 лет!) большая часть покрытия была исправна и с успехом выносила транспортные нагрузки современного уличного движения, не требуя ремонта... Кроме того, Василий Алексеевич принимал участие в строительстве корпусов Саратовского университета. Им были сделаны расчеты железобетонных перекрытий университетских зданий и под его наблюдением произведена их установка. Но, повторяем, основным итогом деятельности городского архитектора Люкшина было и есть сооружение в Саратове главного торгового дома - Крытого рынка. Это здание по праву считается самым популярным и наиболее часто посещаемым горожанами. И если можно (хотя и с трудом, по-видимому) найти у нас человека, не удосужившегося ни разу посетить консерваторию или Радищевский музей, то совершенно немыслимо себе представить саратовца, которому было бы не знакомо это огромное сооружение в центре Саратова с каменной коровьей головой на фасаде торцевой части здания.

...Издавна на далекой городской окраине, по соседству с топкими болотами в камышах, где водились дикие утки, существовала просторная торговая площадь. В 1838 году в центре ее "тщанием и иждивением помещика Карпова А. К. и помещицы Тепляковой Н. A." возведена была Вознесенско-Сенновская церковь, в которой вскоре был устроен придел святого Митрофания, давшего название впоследствии и самому храму, и месту его нахождения. Митрофаньевская площадь по мере роста и развития Саратова быстро застраивалась лавками, амбарами, лабазами, дешевыми трактирами. По Михайловской улице от базара выстраивался "тележный ряд" - здесь торговали скотиной, сеном, пролетками, санями, упряжью. В противоположной стороне торговали дровами, отчего и получила название маленькая улочка, заваленная штабелями бревен и досок - Дровяная. Со временем ее переименовали в Грошовую, так как торговлю скотиной, дровами и телегами перенесли на Московскую площадь, а Митрофаньевская стала местом розничной продажи и покупки продуктов и мелких кустарных "грошовых" товаров. К рубежу столетий базар стал главным чревом Саратова, превосходя оборотом все остальные городские рынки. С утра до позднего вечера здесь толпился народ. Площадь, запруженная сотнями подвод, торговцами, покупателями, зеваками, оглашаемая криками, бранью, лошадиным храпом и периодическим звоном церковных колоколов, являла собой живописное, пестрое, колышущееся зрелище. Замусоренный, занавоженный рынок был грязен и неблагоустроен, а с наступлением дождливой погоды буквально утопал в лужах. Главная базарная площадь явно нуждалась в удобном просторном помещении, приспособленном для торговли продуктами. Жалкие лавчонки и полусгнившие торговые ряды под открытым небом с грудами отбросов и объедков вокруг них на разъезженном и растоптанном грунте никак не удовлетворяли городских потребностей, являясь в то же время источником зловония, рассадником зеленых мух и желудочно-кишечных инфекций. Все это побудило городскую управу принять решение о строительстве на Митрофаньевской площади Крытого рынка. Подготовка его проекта была поручена Люкшину, возглавившему целый штат расчетчиков, чертежников, техников, специалистов по бетонному, стекольному, холодильному и другим отраслям, а также скульпторов и художников-оформителей - воспнтанников Боголюбовского рисовального училища. Проект был принят городской думой в 1910 году, но еще три года дорабатывался архитектором. В окончательном виде стоимость работ, предусматриваемая проектом, составила немалую сумму - 1 миллион 300 тысяч рублей.

...Постоянное рабочее место Василия Алексеевича в бытность его городским архитектором находилось в помещении городской думы - на углу Полицейской и Московской улиц. Но, по свидетельству дочери архитектора, проект Крытого рынка в основном подготавливался в жилых апартаментах Люкшина на М. Сергиевской улице, в большой комнате, за большим обеденным столом. Запомнились маленькой девочке множество озабоченных деловых людей в их квартире, напряженно согнутые над столом спины, клубы табачного дыма под потолком и громкоголосые споры о непонятных ребенку вещах... В 1914 году строительные работы начались. Закладка фундамента здания проходила в торжественной обстановке - в присутствии губернской администрации, коллектива проектировщиков, представителей городской общественности и, конечно же, толпы обывателей, удерживаемой на расстоянии полицейским кордоном. За короткими напутственными речами звучали жидкие на воздухе аплодисменты. У северного торца будущего сооружения специально подготовленная ниша в фундаменте наполнилась экспромтом собранными драгоценностями - кольцами, серьгами, брошами - пожертвованиями богатеев, пришедших на торжество закладки главного торгового дома Саратова. В числе прочей бижутерии в нишу перекочевал украшенный бриллиантом золотой перстень с руки сиятельной супруги губернатора, княгини Ширинской-Шихматовой. Пожертвования символизировали уважение отцов города к будущему храму торговли, пожелания скорого благополучного возведения и долгого плодотворного бытия. Драгоценности были замурованы в нише, и несколько дней около этого места дежурил полицейский - до тех пор, пока положенная сверху масса камня и бетона не спрятала надежно захороненный клад. Начавшаяся первая мировая война внесла негативные коррективы в ход строительства: удлинились сроки его, сорвались поставки некоторых материалов, необходимых для исполнения проекта. В частности, не был доставлен из Финляндии серый гранит, намеченный для облицовки нижней части здания, который выбирал сам архитектор, ранее специально для этого совершивший поездку в северный озерный край. Отсутствующий камень пришлось спешно заменять более дешевым и доступным стройматериалом. Однако, невзирая на явно неблагоприятное время для возведения столь мирного объекта, строительство рынка шло сравнительно недолго, учитывая масштабность сооружения: 74 сажени в длину, 12-в ширину, 14-в высоту. 27 ноября 1916 года состоялось открытие Крытого рынка, принявшее характер "высокоторжественного акта" с обязательными речами и кроплением святой водой. Саратовские газеты откликнулись на окончание строительства пространными статьями, где приводились слова губернатора, что "нигде в России нет более грандиозного и красивого рынка", с чем и поздравлялись саратовские обыватели - будущие посетители большого торгового зала на 300 операционных мест. Здание рынка было архитектурным детищем XX века. При строительстве его были применены современные строительные материалы - обширные стеклянные плоскости, бетонные конструкции, металлические фермы. Оснащение рынка холодильными камерами предусматривало уже тогда использование электрической энергии. Главный торговый зал, несмотря на огромную площадь и вместительность, не имеет ни одной опоры, стеклянная крыша создает мягкое ровное освещение, высокий свод обеспечивает запас воздуха, расположение торговых рядов учитывает циркуляцию большой людской массы. Строительные работы были выполнены чрезвычайно добротно: в течение последующих многих десятков лет здание Крытого рынка практически не ремонтировалось, оставаясь объектом беспрерывной интенсивной эксплуатации. Тысячи люден бывают в этом здании ежедневно. Сейчас все мы привыкли и не удивляемся его своеобразной сдержанной красоте, удобству планировки и естественности внутренних и внешних украшений, органично отражающих само назначение здания. Нынче трудно вообразить, что все могло бы быть иначе-до того простым и естественно необходимым кажется оформление и устройство Крытого рынка. А ведь простота эта - не что иное, как следствие упорной и кропотливой работы, напряженного труда архитектора и его помощников. И заслуга Василия Алексеевича прежде всего в том, что, как руководитель большого творческого коллектива, он сумел направить его усилия в нужное русло, результатом чего было возведение в Саратове такого грандиозного, беспрецедентного по своему замыслу и исполнению сооружения - действительно уникального не только для провинциальной, но и для всей доживающей свой век Российской империи. Нечто подобное в ту пору на нашей планете имелось лишь в Париже... Личный вклад Василия Алексеевича в строительство не ограничивается руководством коллективом проектировщиков. Будучи высококвалифицированным инженером Люкшин при расчете ферм перекрытий здания использовал новый для того времени метод, давший значительную экономию средств и металла.

После революции Василий Алексеевич продолжал долгие годы работать в строительстве. Однако профиль его деятельности изменился. Непосредственно составлением проектов архитектор не занимался, перейдя на административную и преподавательскую работу.

Был Василий Алексеевич глубоко порядочным, интеллигентным человеком, очень умеренным и спокойным. Образцовый семьянин, он горячо любил своих дочек - Нину и Валю, которые отвечали отцу привязанностью и любовью. Добрый и мягкий по натуре, он, однако, обладал твердым характером: мнение свое Василий Алексеевич умел отстаивать, не стесняясь высокого положения оппонентов, подчас силой пытавшихся навязать архитектору свою точку зрения. Василий Алексеевич проработал до 73 лет - вплоть до своей кончины в августе 1945 года от воспаления легких. Похоронен он в Саратове, на Воскресенском кладбище.

Высокий профессионализм, увлеченность, талант и трудолюбие Люкшина выдвигают его в число тех наших земляков, память о ком не померкнет в сознании сменяющихся поколений Саратова еще многие десятки, если не сотни лет. Потому что подлинный памятник ему - не обелиск на могильном холмике, а дело его рук и мысли, зримое и ощущаемое сейчас, - главный торговый дом нашего города, неотделимый ныне от повседневной жизни Саратова.