![]() ![]() ![]() Карл Людвигович Мюфке родился РІ Воронеже 30 января 1868 РіРѕРґР° РІ семье аптекаря-РїСЂРѕРІРёР·РѕСЂР°. Окончив Воронежскую гимназию, Мюфке поступает РІ Петербургскую академию художеств РЅР° архитектурное отделение. Успешно осваивая СЃРІРѕСЋ будущую специальность, РѕРЅ получает отличные академические отметки РїРѕ архитектуре - малую Рё большую серебряные медали. Р’ 1893 РіРѕРґСѓ РІ академии художеств проводится реформа, после чего Мюфке был переведен слушателем Высшего художественного училища, организованного РїСЂРё Академии. Р’ 1896 РіРѕРґСѓ Мюфке успешно заканчивает училище СЃРѕ званием архитектора-художника, Рѕ чем свидетельствует его диплом: "...Дано СЃРёРµ РёР· Рмператорской академии художеств бывшему ученику Высшего художественного училища РїСЂРё академии Карлу Мюфке РІ том, что РѕРЅ определением академии, 30 октября 1896 РіРѕРґР° состоявшимся, Р·Р° отличные познания РІ искусстве Рё науках, доказанные РёРј РІРѕ время пребывания РІ архитектурном отделении училища, удостоен звания художника-архитектора СЃ присвоением РѕРЅРѕРјСѓ, РЅР° основании В§ 65 Высочайше утвержденного 15 октября 1893 РіРѕРґР° временного устава Рмперской академии художеств, право РЅР° чин РҐ класса РїСЂРё поступлении РЅР° государственную службу Рё СЃ представлением производить постройки, РІ чем канцелярия Рмперской академии художеств свидетельствует". Р’ качестве награды Р·Р° отличное окончание училища РѕРЅ получает возможность заграничной поездки РІ Рталию, Францию, Германию Рё Австрию для осмотра Рё изучения классических архитектурных памятников. Пребывание Мюфке РІ этих странах обогащает его творческий багаж Рё архитектурную палитру. РћРЅ обмеряет Рё зарисовывает лучшие архитектурные сооружения. Рзучение классической архитектуры Р РёРјР° способствует формированию его РІРєСѓСЃР°. РџРѕ возвращении РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ РІ 1897 РіРѕРґСѓ Мюфке получает назначение РЅР° государственную службу РІ Казанскую художественную школу (бывшую РІ ведении Академии художеств). РќР° должности заведующего Рё руководителя архитектурного отделения Мюфке пребывал РІ училище РґРѕ 1910 РіРѕРґР°. Диапазон его преподавательской деятельности охватывал такие дисциплины, как история архитектуры, теория перспективы Рё теней, строительное искусство. Мюфке СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» архитектурным проектированием, черчением, рисованием Рё живописью. Его отличали разносторонняя эрудиция Рё высокий профессионализм. Период, связанный СЃ педагогической деятельностью Мюфке, был РѕРґРЅРёРј РёР· лучших РІ истории этого учебного заведения. РР· творческих работ Мюфке РІ Казани (Р·Р° время его пребывания там), следует указать РЅР° проект здания Казанской художественной школы, осуществленный РїРѕРґ его руководством РІ 1903 РіРѕРґСѓ. Одновременно СЃ 1901 РїРѕ 1909 РіРѕРґС‹ Мюфке состоял архитектором-строителем Казанского университета, главное здание которого было спроектировано Рё построено Рџ.Р“. Пятницким (1825 Рі.). Рљ главному зданию университета - РїРѕ проекту Рё РїРѕРґ руководством Мюфке - возведен западный ризалит для аудитории Рё выполнены некоторые переделки самого здания. Р’СЃРµ это было сделано СЃ большим тактом РїРѕ отношению Рє существовавшей архитектуре университета. РљСЂРѕРјРµ того, РёРј были составлены проекты "восточного" пристроя Рє тому же главному зданию для анатомического, физического, химического Рё гигиенического институтов, неосуществленные РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ начавшейся РІ 1904 РіРѕРґСѓ СЂСѓСЃСЃРєРѕ-СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ РІРѕР№РЅРѕР№. Проекты были выполнены РІ стиле СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ классицизма Рё представляются весьма удачными. Находясь РЅР° службе РІ качестве архитектора-строителя Казанского университета, Мюфке РїСЂРѕСЏРІРёР» себя ревностным хранителем здания классической архитектуры Рё тем самым сохранил выдающийся памятник СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ классицизма для потомков. РџРѕ СЃРІРѕРёРј стилевым качествам Рё архитектурно-художественным формам здание Казанского университета находится РІ СЂСЏРґСѓ лучших произведений. Деятельность Мюфке РІ Саратове началась осенью 1909 РіРѕРґР°. Р’ течение почти трех лет (1909-1911) Мюфке работал над проектом всего комплекса университета. Р’ состав его входили четыре РєРѕСЂРїСѓСЃР° (первая очередь строительства) Рё РґСЂСѓРіРёРµ строения различного назначения, РІ частности здания для клиник: хирургической, болезней СѓС…Р°, горла, РЅРѕСЃР° РёРј. академика Рќ. Рџ. Симановского, терапевтический (РЅРµ достроенной вследствие начавшейся РІ 1914 Рі. империалистической РІРѕР№РЅС‹) Рё нервно-психиатрической, строительство которой началось РІ 1916 РіРѕРґСѓ. Мюфке были составлены Рё РґСЂСѓРіРёРµ проекты для последующего строительства клинического РіРѕСЂРѕРґРєР°, который расположился РЅР° отдельной территории, вдали РѕС‚ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ площади. Для клинического РіРѕСЂРѕРґРєР° были составлены проекты зданий глазной, кожно-венерологической, акушерско-гинекологической Рё детской клиник, Р° также прачечной, РєСѓС…РЅРё Рё РґСЂСѓРіРёС… хозяйственных строений. Р’ одинаковой степени внимательно Рё серьезно автор относился Рє проектированию любого здания Рё сооружения. Рто РЅРµ прошло бесследно для обогащения творческой практики архитектора. Утвердившийся глубокий интерес автора Рє разностороннему проектированию объясняется РЅРµ только необходимостью выполнения заказа РЅР° составление различных проектов, РЅРѕ Рё стремлением совершенствоваться РІ архитектурном мастерстве. Для Мюфке имело значение РЅРµ только "что" проектировать, РЅРѕ Рё "как" проектировать. РћРЅ добивался эстетической выразительности архитектурного облика здания. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, автор стремился Рє разрешению РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ задачи архитектуры быть осмысленной Рё красивой. Р’ проектах Мюфке эти категории РЅe редкие Рё РЅРµ случайные. Р’ выполнении большого числа разнообразных архитектурных произведений автором вырабатывается собственная творческая система, собственный почерк. Однако РЅР° пути творческих РїРѕРёСЃРєРѕРІ архитектора возникали помехи (замена территории застройки, нехватка средств), сильно тормозившие завершение начатых дел, что, несомненно негативно влияло Рё РЅР° самое творчество. Первоначально для размещения всех зданий университета намечалась Московская площадь, хотя РѕРЅР° имела РѕРґРЅСѓ особенность, затруднявшую проектирование: ее прорезала Московская улица (тракт) Рё делила РЅР° РґРІРµ части - правую Рё левую. РљРѕРіРґР° РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ выделении этой территории был почти решен, Мюфке приступил Рє проектированию комплекса Рё выбрал наиболее оптимальный вариант использования обеих половин площади, сообразуясь СЃ идеей создания стилистического Рё композиционного единства архитектурного ансамбля. Главные здания университета зодчий намечал расположить РЅР° левой (РїРѕ направлению РѕС‚ Волги) половине площади, Р° РІСЃРµ здания клиники, Рё РґСЂСѓРіРёРµ строения - РЅР° правой. РќРѕ уже само разделение площади магистральной улицей вызвало осложнение РІ объемно-пространственной организации зданий этих РґРІСѓС… частей. Примирившись СЃ такой ситуацией, Мюфке продолжал творчески решать эту задачу, рассматривая левую часть площади как место строительства первой очереди, правую же половину - второй очереди. Затянувшееся строительство РЅР° правой половине площади вызвало СЂСЏРґ осложнений РІ реализации единого плана строительства зданий. Р’СЃРєРѕСЂРµ Сѓ строительной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё возникло еще РѕРґРЅРѕ неожиданное препятствие: городская РґСѓРјР° отменила СЃРІРѕРµ решение Рѕ выделении университету всей площади Рё предоставила только ее левую половину. Началась новая фаза проектирования Рё новые трудности. Зодчему пришлось отказаться РѕС‚ РјРЅРѕРіРѕРіРѕ ранее задуманного, так как изъятие правой половины площади изменило характер Рё размах планировки Рё застройки. Новый тур проектирования продолжался около десяти лет. Р—Р° это время было завершено строительство зданий левой половины РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ площади Рё застройка отведенной позднее территории РїРѕРґ клинический РіРѕСЂРѕРґРѕРє. Р’ течение длительного времени - РґРѕ конца двадцатых РіРѕРґРѕРІ - Мюфке неотрывно занимался проектированием, как зодчий, Рё практической деятельностью, как строитель. Если учесть, что РѕРЅ имел РІ качестве помощника РѕРґРЅРѕРіРѕ лишь архитектора - петербургского студента-стажера, Р° РїРѕ строительству - РѕРґРЅРѕРіРѕ техника гражданских сооружений, то легко себе представить РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ трудовую Рё творческую нагрузку, выпавшую РЅР° долю зодчего. Нужно заметить, что трудоспособность его была просто феноменальной. РџРѕРјРёРјРѕ творческой работы Рё руководства строительством, РЅРµ прекращавшихся РЅР° протяжении более чем двадцати лет РЅРё РЅР° РѕРґРёРЅ день, Рљ.Р›. Мюфке занимался педагогической деятельностью. Р’ 1920 РіРѕРґСѓ РѕРЅ был избран РїРѕ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃСѓ РІРѕ РІРЅРѕРІСЊ открывшемся Саратовском политехническом институте профессором гражданской архитектуры Рё архитектурных форм. РћРЅ читал лекции Рё СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» практическими занятиями РґРѕ 1923 РіРѕРґР°, то есть РґРѕ закрытия института, оставаясь РІ то же время РЅР° службе РІ университете. Р’ 1920 РіРѕРґСѓ зодчий был также приглашен профессором архитектуры Рё архитектурного проектирования РІ Саратовский инженерно-практический институт, РіРґРµ трудился РґРѕ 1 июля 1924 РіРѕРґР°. РЎ 1924 РіРѕРґР° РїРѕ 1930 РіРѕРґ Мюфке работал только РІ Саратовском университете, РіРґРµ РѕРЅ восстановил Рё достроил три здания РІ клиническом РіРѕСЂРѕРґРєРµ. Р’ 1923 РіРѕРґСѓ РёРј был составлен проект достройки Рё перестройки здания бывшей Мариинской церкви РїРѕРґ фундаментальную библиотеку университета Рё РІ 1929 РіРѕРґСѓ - проект РЅРѕРІРѕРіРѕ здания библиотеки, для которой было отведено место, занятое ныне зданием научной библиотеки СГУ. Р’ 1930 РіРѕРґСѓ Мюфке составил проект РґРѕРјР° для экспериментальных животных университета. Проект был утвержден, РЅРѕ строить РїРѕ нему РЅРµ удалось. Дальнейшая работа архитектора заключалась РІ контроле Р·Р° эксплуатацией зданий университета. Умер Мюфке РІ феврале 1933 РіРѕРґР°. Так завершился жизненный путь талантливого зодчего, оставившего РіРѕСЂРѕРґСѓ РґРІР° прекрасных архитектурных ансамбля - комплекс зданий университета, украшающий Рё поныне центр Саратова, Рё клинический РіРѕСЂРѕРґРѕРє третьей Городской больницы, резко выделяющийся СЃРІРѕРёРј архитектурным строем РёР· всей прилегающей застройки. Рти РґРІР° ансамбля хотя РЅРµ РІ одинаковой степени выразительны Рё РїРѕ-разному выполняют СЃРІРѕСЋ архитектурно-художественную функцию, РЅРѕ РѕР±Р° являются зрелыми творческими произведениями, украшающими РіРѕСЂРѕРґ. Рто бесспорные памятники архитектуры Рё градостроительства. Для Саратова приезд РЅР° постоянное местожительство Рљ. Мюфке, дипломированного архитектора-художника, окончившего высшее художественное училище РїСЂРё Петербургской академии художеств, имел РѕСЃРѕР±РѕРµ значение. Столичные архитекторы приезжали РІ РіРѕСЂРѕРґ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ строительством отдельных зданий, большей частью РѕСЃРѕР±РЅСЏРєРѕРІ. Рљ. Мюфке впервые РІ истории Саратова создал цельные ансамбли, отличающиеся единством замысла Рё высоким качеством исполнения. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |