Василий Петрович Стасов - выдающийся русский зодчий, представитель высокого класицизма, родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 года в бедной дворянской семье. После окончания гимназии Московского университета с 1783 по 1794 г. работал архитекторским помощником в Московской управе благочиния, ведавшей застройкой города, позднее служил в различных учереждениях Москвы. Творчество Стасова складывалосьв обстановке расцвета московской архитектуры, когда создавались лучшие творения В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, чей творческий подчерк, несомненно, оказал огромное влияние на молодого зодчего, воспиал его вкус и определил путь формирования "стасовского" архитектурного стиля. К началу XIX века Стасов уже работал самостоятельно. В 1802-1808 годах архитектор находился в творческой командировке за границей во Франции и Италии, где получил звания профессора и академика римской Академии Св. Луки. В конце 1808 года Стасов вернулся в Россию и начал работать в Петербурге. В 1811 году он получил звание академика петербургской Академии художеств. В 1816 году вместе с К.И. Росси и А.А. Михайловым Стасов был назначен одним из главных архитекторов вновь созданого "Комитета строений гидравлических работ", ведавшего до 1842 года застройкой Петербурга. В эти и последующие годы Стасов создает свои наиболее значительные произведения. Среди них: Павловские казармы (1818 г.), Придворные канюшни (1823 г.), Провиантские склады (1819-21 г.), дворец в Вильно (1824 г.), кафедральный собор в Саратове (1824 г.), Триумфальные ворота в Царсом селе (1821 г.), Преображенский (1829 г.) и Измайловский (1835 г.) соборы в Петербурге. Развивая в своих произведениях идеи и композиционные приемы архитектуры русского классицизма, Стасов особенно часто обращался к строгим формам дорического ордера, добиваясь выразительности архитектурного образа применением аркад, лоджий, декоративной обработкой плоскостей. ИСпользуя скульптуру он всегда соблюдал чувство меры, сохраняя подчиненное значение барельефа, статуи и т.д. В творчестве Стасова отразились отзвуки народного торжества после победв России в Отечесвенной войне 1812 года. Тема воинской героики, мужества и силы нашла свое образное выражение в архитектуре саратовского Кафедрального собра, возведенного в ознасенование победы над Наполеном. Наряду с К.И. Росси Стасов явился одним из последних представителей русского архитектурного класицизма. |
|