XVIII в.

Саратову и на правом берегу, как прежде на левом, пришлось отражать нередкие нападения то кочевников, то кубанских и крымских татар. Его разоряли и жгли, а часто в летнее жаркое время он, кроме того, как сплошь деревянный, и без того страдал от пожаров.

Составить какое-либо понятие о расположении Саратова в то время, положительно невозможно. Существующие теперь в местности около Пешего базара5, по-видимому, старинные здания, построены гораздо позднее, потому что из камня стали строить только в конце XVIII века или в начале нынешнего столетия, а ранее того возводили только каменные церкви. Так, Троицкий собор, в течение первых десяти лет, с 1674 по 1684 год, как деревянный, горел два раза. И наконец, по воле царей Иоанна и Петра Алексеевичей, и с благословения митрополита Астраханского Савватия, в 1685 году был заложен собор каменный в два этажа.

Имеются данные, согласно которым за Глебучевым оврагом, на горе, была основана принадлежавшая Новоспасскому монастырю иноческая Богородская обитель во имя Тихвинской Божией Матери. Другая монастырская обитель - Четырехсвятская (во имя св. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа), существовала на Увеке. Обе эти обители сгорели в 1693 году, после чего на месте Богородского монастыря, на горах, за Глебучевым оврагом, возобновлен был перенесенный с Увека Четырехсвятский монастырь, впоследствии переименованный в Спасский, а позднее в Спасо-Преображенский.

В начале XVII века существовал в Саратове женский монастырь, но в пожаре 1774 года он был истреблен и вследствие того упразднен. Его восстановление произошло уже в 1829 году.

К концу XVII века в саратовском крае существовало уже немало русских поселений в Балашовском, Аткарском и Камышинском уездах, а также по Волге вверх и вниз по ее течению. Чудов и Новоспасский монастыри переселили сюда для своих рыбных промыслов много крестьян из своих вотчин внутри государства. Во многих местах проживали мордва, татары и другие народности.

Великий хозяин земли Русской, Петр I, орлиным оком своим взглянул и на саратовский край, наметил, где быть лучше сторожевой линии, причем переименовал село Камышинку на Волге, что было ниже Саратова в город Дмитриевск6 , наметил, где быть городу Петровску, но в особенности его заняла мысль о крупной государственной работе по соединению Волги с Доном через речку Камышинку. Таковая работа была начата при нем, но не окончена.

В 1695 году царь, во время похода на Азов, проехал по саратовскому краю и посетил Саратов. Принятый с восторгом в Саратове воеводой Нестеровым и жителями города, царь благосклонно отнесся к просьбе о пожаловании городу угодий и покосов. По преданию, он поднимался на Соколовую гору, и, оглянув огромные пространства степей заволжских и правобережных, соизволил сказать, что дает владеть городу всем видимым с горы пространством.

После этого городские жители начали формально ходатайствовать об отводе им земли. И в 1700 году марта 6-го дня царь Петр дал грамоту на Саратов, на имя саратовского воеводы А.Я.Новосильцева, об отводе земли городу Саратову на луговой и нагорной стороне Волги, мерою около 300 тыс. десятин.

Теперь городской земли стало гораздо меньше прежнего, но до сих пор по своему земельному богатству, Саратов занимает первое место среди русских городов.


Старый собор.

В начале XVIII столетия, по рассказу посетившего город шведского капитана, который сопровождал китайское посольство к хану Аюке, в Саратове проживало до 500 русских семей, не считая инородцев; имелось 7 церквей из которых 4 каменных, напоминавших московские; войска было человек 200. "На восток и север - так описывает Саратов шведский капитан - горы, с юга - Волга7. С востока, севера и запада город обведен рвом, за которым поставлены деревянные рогатки. На Волге много судов. В этом месте есть торговый ряд и рынок". Суда подходили к Саратову с разными товарами в дни Казанской Божия Матери, Введения и на Николу летнего и, таким образом, происходили в Саратове ярмарки три раза в год.

С ханом Аюкой в 1708 году был заключен договор, по которому Аюка обязывался кочевать только на левой стороне Волги и помогать саратовскому воинскому гарнизону по призыву губернатора. С этого времени духовенство, по приказанию свыше, стало проповедовать калмыкам христианство. Внук Аюки принял православие и Петр Великий был его восприемником. В 1717 году, после разбоя, учиненного в окрестностях Саратова кубанскими и крымскими татарами, между Саратовом и Пензой были расставлены два драгунских полка, а в 1719 году устроена укрепленная линия от Царицина к Дону, с проведением которой набеги южных орд прекратились.

В 1722 году царь Петр Алексеевич, во время своего похода в Персию, вновь посетил Саратов, прибыв в город по Волге. Царя встретили торжественно, с иллюминацией и пушечной пальбой. По Московскому взвозу8 он поднялся в город по разостланной красной ткани. От города царю был устроен обед. Царь посетил, между прочим, еще недостроенный Троицкий собор. В Саратове ему представился хан Аюка, тогда уже глубокий старик, причем царь одарил его богато.

В середине XVIII столетия, при преемнице Петра Великого - Елизавете Петровне - началась разработка соляного Эльтонского озера и в Саратове открылось Соляное управление. На деятельность по соляной части правительство предписало местной администрации обратить особое внимание. К соляному делу было привлечено много крестьян Балашовского, Царицинского и Саратовского уездов и самого города Саратова в качестве возчиков соли, при чем им даны были разные льготы. Кроме того, правительство переселили в Саратовский край для перевозки соли крестьян из Малороссии9, которые образовали здесь селения и, между прочим, Покровскую слободу, что против Саратова10.


Гостиный двор.

Соль и рыба обогатили Саратов. Обладание громадным количеством земли еще не делало город богатым, ибо земля в то время ничего не стоила. Занятия земледелием, скотоводством и садоводством, из-за отсутствием в крае спокойствия, развивались медленно, да и не было куда сбывать продукты местного хозяйства. Зато жизнь в городе была дешева. Всего было вдоволь. Привольной жизнью, отчасти, объясняется, может быть, недостаток предприимчивости у местных жителей, по сравнению, например, с более обездоленными в природных благах владимирцами и ярославцами. Под руками саратовцев была глина и камень, но все постройки в городе возводились из дерева, и поэтому часто страдали от опустошительных пожаров, в особенности потому, что строились тесно.

О некотором переустройстве Саратова, в видах безопасности от пожаров, позаботился назначенный в Саратов в 1750-х годах воевода Казаринов. Он велел завалить навозом существовавший издавна, по дороге на Царицин, городской ров, как не нужный совершенно, а от горной слободы, по Глебову оврагу, раскопать земляной вал и заровнять имевшийся здесь второй ров сажень на 50. Он же приказал жителям строиться за валом, на степи.

По преданию, в 1747 году уже была выстроена Введенская (Покровская) церковь на Покровской улице. Сергиевская церковь, что на Большой Сергиевской улицеСаратова11, была построена более 20 лет спустя, при чем место ее возведения было тогда "пространное путейное за царицинскими воротами"12.


Церковь пресвятой Богородицы.

В царствование императрицы Екатерины Алексеевны13, по манифесту 1762 года, стали прибывать в саратовский край раскольники14, а Манифестом 1763 года императрица пригласила иностранцев селиться в юго-восточных и южных губерниях России. В саратовском крае и в самом Саратове появились немцы. В 1765 году учреждена была контора иностранных поселенцев в Саратове, упраздненная, впрочем, через пять лет и вновь созданная в наше столетие15. В 1795 году немцев в городе было 137 душ обеего пола. Они впоследствии образовали немецкую слободку, что ныне на Немецкой улице16.

Желая развить в здешнем крае промышленность, Екатерина II в 1764 году вызвала из-за границы француза Вердье, под руководством которого был устроен в Саратове сад из тутовых деревьев для шелковичного завода. Но саратовские жители нисколько не увлеклись такого рода производством. Среди здешних торговых людей в ходу было, главным образом, рыбное и соляное дело, кожевенное да канатное производство.


Соляное управление.

Чтоб дать понятие о том, каким Саратов был в то время, приводим рассказ посетившего Саратов в 1769 году русского академика Лепехина: "Самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет каменного строения, кроме 7 церквей и двух монастырей - мужского и женского; однако прямые улицы и хорошие ряды делают сей город приятным, так что его можно почесть за один из лучших волжских городов. В нем находятся соляная и рыбная пристани, кожевенные заводы, канатная, шляпная и шелковичная фабрики. Для последней из оных расстоянием верст в пять от города заведен обширный сад с тутовыми деревьями, которые бьющими из гор ключами орошаются17. Около города на берегу Волги целый флот судов с пушками - для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов".

В 1774 году - уж Бог знает, в который раз, - деревянный Саратов, считавшийся в то время после Казани и Астрахани, самым большим городом на Поволжье, выгорел в июне или июле месяце. Жителей тогда в нем было до 7 тысяч человек и большинство этого несчастного населения, оставшегося без крова, поселилось на время в шалашах, так что Саратов, по словам известного поэта Державина, бывшего здесь в это время по службе, имел "только наименование города". Тогда постройки в Саратове доходили уже до Сергиевской церкви, ибо и она в этот пожар пострадала: на ней сгорели деревянные крыши и накатный потолок.

К пожару 1774 года присоединилась для Саратова другая беда - нашествие Пугачева. В этом году все Поволжье было охвачено смутой, произведенной казаком Пугачевым, который выдавал себя за царя Петра III. В его шайки принимались не только казаки и русские крестьяне, но и башкиры и калмыки. Сопровождавшая бунтовщика толпа наводила ужас всюду, где появлялась.

6-го августа Пугачев подступил к Саратову. В стычках с пугачевской шайкой весьма отличился саратовский комендант полковник Иван Бошняк, офицеры Шахматовы, Рахманинов, Маматов и др. Но в войске Бошняка нашлись и изменники. Кроме того силы были вообще не равны, и Бошняк вынужден был с оставшимся верным ему незначительным отрядом отступить от Саратова. Тогда-то и ворвались в город пугачевцы, начав грабеж и насилие. Услыхав, что правительственные войска под предводительством генералов Михельсона и Муффеля, приближаются к Саратову, Пугачев ушел вниз по Волге со своими шайками и обозом.

В следующем 1775 году Саратову пришлось испытать голод. 1774 год был особенно неурожайным. К тому же, вследствии пугачевских смут, народ разоренный, лишенный хлебных запасов, в 1775 году пришел в полное разорение. Цена на хлеб в городе дошла до 12 руб. четверть. От голода умерло в городе до 1000 человек.

Но как город, находящийся среди одаренного природными богатствами края, Саратов был живуч. Оправился он и на этот раз, отстраиваясь заново и распространяясь вдоль берега Волги.


Дума на Московской улице.

В 1780 году января 11 дня Императрица Екатерина II дала указ Правительствующему Сенату об учреждении саратовского наместничества, а затем назначен был и первый наместник или губернатор, генерал-майор И.И.Поливанов. 3-го февраля состоялось самое торжество открытие. К этому дню прибыл в Саратов астраханский первосвященный Антоний и астраханский губернатор генерал-поручик Якобий. Совершены были торжественные богослужения в Троицком соборе, с прочтением манифеста и указа, причем дворянство и купечество приведены к присяге для избрания судей. Празднование продолжалось 7 дней. Был звон колокольный. Палили из пушек и ружей. Народу выставлено 150 бочек разных питий: вина, чихиря, пива и меда. По носам горели бочки со смолой.

После учреждения саратовской губернии началось генеральное межевание земель, означены уездные города, устроена регулярная почта.

Если еще до учреждения наместничества в саратовском крае получали земли вельможи и чиновные особы, то с образованием губернии особенно усиленно жалуются здесь земли разным лицам. Большинство пожалованных землей, конечно, и не думало переезжать в свои имения, а лишь переселяло сюда крестьян из других губерний. Отсутствие порядка в крае, беспокойство от кочевников, нахождение здесь множества разбойников и беглых, делало здешнюю жизнь крайне непривлекательной.

Сам город поражал тем, что в нем не было учебных заведений. Не говоря уже о простом народе, даже духовенство саратовское было тогда невежественно и едва умело читать. Для детей духовенства в Саратове было открыто духовное училище в 1770 году, с именованием его семинарией, но через 7 лет оно было переведено в Пензу, а затем открыто еще раз, во второй половине 80-х годов, при Спасо-Преображенском мужском монастыре. Однако и на этот раз, после пожара монастыря, оно было переведено, на сей раз в Астрахань.

Грамотность в те времена в Саратове более была распространена среди старообрядцев18 которые дорожили старинными книгами и учились грамоте, для того, чтобы их читать. Близ Саратова в Баранниковом и Мечниковом буераках еще в 1678-1678 годах возникли раскольничьи скиты и просуществовали там до 40-х годов XVIII века.

Раскольники-грамотеи обоего пола занимались обучением детей во многих мещанских и купеческих семействах Саратова и, конечно, распространяли раскол. Число придерживавшихся старой веры, таким образом, в Саратове росло. Впоследствии, когда в расколе появились разные секты, и в Саратове появились сектанты - поморы, беглопоповцы и пр19.

Назад   Далее